Дочь некрещёного мордвина
(Апак лемде эрзянть тейтерезэ)
![Пушкинская карта](/assets/img/pushkinskaja-karta2.png)
![Дочь некрещёного мордвина Дочь некрещёного мордвина](/upload/iblock/bb3/1fbc8830d6tzbb89qb9xi3fvipgowbum/doch_nekreshchyenogo_mordvina.jpg)
Борис Манджиев / Сергей Бурлаченко
Андрей Алёшкин
Татьяна Чувыкина
Андрей Ромашкин
В основе пьесы «Дочь некрещеного мордвина» рассказ М. Горького «Знахарка». Черты характера, восприятие мира Знахарки – мордовки Акулины Ивановны и бабушки Алеши (тоже Акулины Ивановны) во многом схожи. Мифологию образа бабушки Горький прописывал с особой любовью. Во внешности бабушки было что-то «темное», языческое. Недаром в своей семье ее называли «ведьмой». (Исследователи жизни и творчества Горького отмечают, что Акулина Ивановна по происхождению была мордовкой).
Также в пьесе использованы документы из Нижегородского архива о Кузьме Алексееве, который в начале XIX столетия пытался развить культурно-национальное движение среди мордвы – мокши и эрзи, населяющей Нижегородскую губернию. В истории христианизации мордвы немало драматических событий, однако, вера в единого бога объединила народы Поволжья, приблизила к общечеловеческим ценностям, привела к изменениям мировоззренческого плана. Но она окончательно не искоренила язычества. Христианский бог получил имя дохристианского верховного бога мордвы, а мордовские божества перемешались с православными святыми. Пережитки язычества сохраняются в быту мордвы вплоть до ХХI века.
Премьера состоялась 21 февраля 2019 г.