«Снежную королеву» Мордовского драмтеатра полезно смотреть взрослым

3 января 2024
«Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре!», — загадочно произносит Сказочник в замысловатом камзоле и мушкетёрской шляпе (по крайней мере, у меня почему-то возникла ассоциация с головными уборами отважных героев Александра Дюма) и взмахивает рукой.

Занавес поднимается, и мы попадаем в скромную комнатку под самой крышей с занавешенным морозными узорами окном и громадным розовым кустом, благоухающим красными цветами.

«Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре», — по очереди, смеясь, повторяют мальчик и девочка, весело резвящиеся около печки, где по тихо потрескивающим поленьям пляшут огоньки пламени.
Сидящие в зале дети замирают, завороженные необычайными одеждами и сказочным интерьером….

Мордовский национальный театр к Новому году приготовил публике сюрприз. Новую постановку по пьесе Евгения Шварца «Снежная королева».
Многие мои саранские знакомые взрослые, успевшие посмотреть премьеру раньше меня, рассыпались в восторгах по поводу декораций и костюмов, светового оформления, и почему-то заявляли, дескать, чувствовали себя неловко потому, что сказка детская.

Ну, не знаю. Никакой неловкости лично я не ощутила.
Да, зал процентов на девяноста заполнили школьники младших классов и дошколята, чьи родители (видимо, тоже по причине ошибочной неловкости) ждали детей в фойе. Из взрослых, кроме меня, на премьерном спектакле оказались учителя, следившие, чтобы подопечные не шумели и «вели себя прилично».

Школьники старались. И даже искренне переживали, когда Герде грозила опасность, вслух, почти хором подсказывая ей, куда повернуться и т.д.
Соглашусь, визуальная подача сюжета, насыщенного световыми спецэффектами, гипнотизирующей хореографией (то ли заколдованных человечков, то ли кукол-марионеток), захватывающими боями на шпагах, конечно, затягивает публику всех возрастов.

Однако касаемо главного, сути. Подозреваю, что многие смысловые подробности дошколята и ребята постарше просто не заметили.
А ведь «Снежная королева» очень даже не просто детская сказочка про добро, которое побеждает зло.

Кстати, текст Шварца принципиально отличается от первоисточника, написанного Андерсеном. Драматург, создавший пьесу в советскую пору (в 1938 г.), по понятным причинам совершенно исключил звучание библейских мотивов.

Однако в его пьесе-сказке обнаруживаются иные, социально значимые проблемы, до сих пор не утратившие актуальности. И это «между строк» читается в постановке, осуществлённой режиссёром Мордовского драмтеатра Дмитрием Крюковым.
О системе коммерческого мышления, представители которого уверены, что всё продаётся, из всего можно извлечь прибыль, торгуя летом – льдом, зимой – цветами, даже чужой человеческой жизнью, если это выгодно. О том, что даже коронованные особы подчиняются тому, у кого больше денег.

В гиперболических деталях с юмором, в красках показываются результаты порочного воспитания, когда родители позволяют своим отпрыскам любую прихоть. И не важно, к какому сословию принадлежат персонажи.

Будь то лихая атаманша и её избалованная дочь, маленькая, но разбойница, диктующая окружающим свои откровенно жестокие законы. Или обитающие в дворцовой роскоши паталогически капризный Эрик Двадцать Девятый и его дочь-принцесса Эльза, утомленная излишествами и от скуки пожелавшая выйти замуж.
А Снежная королева в своём ослепительно шикарном белоснежном наряде тут вовсе не циничная злодейка. Да, она безгранично богата, но совершенно одинока. «Детей у меня нет», — без эмоций, металлическим тоном признаётся Снежная королева. Потому и приходит в каморку к бедной бабуле, много лет назад взявшей на воспитание осиротевшего Кая, уверенная, что ей отдадут мальчика-приёмыша, который будет для неё вместо сына.

Вот только чувства и счастье ни купить ни за какие деньги, ни получить могуществом власти не получится.
Сильнее отказывается юная Герда, не испугавшаяся никаких испытаний, чтобы спасти Кая из вечного плена бездушного холода.

А Сказочник. В спектакле Мордовского национального театра он – не сторонний повествователь, но тоже действующий персонаж, этакий добрый растяпа, при этом мудрый, и, когда требуется, очень даже сообразительный и очаровательно ироничный. Фактически он выполняет роль ангела-хранителя, в экстренных ситуациях готового прийти на выручку отважной Герде и пожертвовать собой.

В общем, на премьерную «Снежную королеву», выпущенную на сцену под Новый год, пожалуй, следует ходить взрослым. Чтобы лучше понять истинную ценность человеческих отношений, о которых актёры рассказывают зрелищно, ярко, заставляя вас ещё раз переосмысливать собственную жизнь.

Источник: Известия Мордовии
Русский 
Мокшанский 
Эрзянский