Прошлое, настоящее и будущее национального театра

23 ноября 2021
Актеры говорят о театре — много и с большой любовью

Как мы это сделали
Саша Хоровод: Это очень долгая история. Первый спектакль Национального театра я посмотрела в 2019 году — это был фестиваль «Штатол», мы с друзьями пришли смотреть «Куйгорожа» и для меня было удивительно вообще все, начиная происходящим на сцене, заканчивая синхронным переводом. А первая мысль была: «Вы серьезно? Спектакль на мордовском?» — шли от нечего делать и потому, что билеты достались бесплатно, а в результате вдруг открыли для себя, что Национальный театр и национальные спектакли — это вообще-то мощная история. Куйгорож показался идеальным воплощением отрицательного героя, который не имеет печального бэкграунда, его оправдывающего, как сейчас модно со злодеями. Потом посмотрели «Дочь некрещенного мордвина», уходили глубоко пораженные, чуть ли не со слезами на глазах. Дальше театр из моей жизни пропал, но в 2020 году я наткнулась на аккаунт Национального театра в Инстаграме и вспомнила свои впечатления. Захотелось в театр, а возможности не было.

В результате в Национальный я попала только летом 2021 года (забыв о нем, собственно, еще на год) когда эта статья уже во всю готовилась. Мы задумали большую статью про театр в мае, созвонились с Сашей Батыревым, актером Национального, он сказал приходи, сделаем. Такой помощи в подготовке материала, признаться, не ожидали. Чтобы вы понимали, Саша сам договаривался со всеми артистами об интервью, мне оставалось только включить диктофон и слушать. Если бы он нас не координировал, статьи бы не было.

Летом я приходила в театр, чтобы взять интервью раза четыре и возвращалась в офис с каким-то неуемным желанием работать. Наверное, у артистов есть поразительная способность заряжать любовью к своему делу. Это история о том, что от них не устаешь. Бывают интервью, с которых ты возвращаешься вымученным, глубоко уставшим, с ужасом представляя, что с текстом еще нужно работать, а тут этого почему-то не было. За 4 дня в Национальном я узнала о театре больше, чем за всю жизнь. А история про то, что в театре все друг с другом соперничают и строят козни, оказалась не про этих людей, не про этот театр. Я это пишу не потому, что они мне так рассказали, а потому что я это видела. Там такая классная атмосфера, такая любовь к искусству!

Осенью мы были еще на паре спектаклей: «Пижама на шестерых» — потрясающая смешная комедия положений, «Эрьзя. Летящий к свету» — летом этот спектакль только репетировался, в статье есть интервью с режиссером этого спектакля Борисом Манджиевым, «Его донжуанский список» — спектакль в малом зале, с Антоном Саранкиным (гениально играет Куйгорожа в одноименном спектакле), Ольгой Земсковой и Алексеем Еграновым (режиссером спектакля) в ролях. И, конечно, «Ромео и Джульетта» — я несколько раз ловила себя на мысли, что хочу перемотать и пересмотреть некоторые моменты еще раз. Это такое классное зрелище, я много слышала об этом спектакле, но такого поразительного действия уж точно не ожидала.

Мы собирали материал для статьи с лета 2021 года и теперь, в ноябре она наконец-то готова. Спектакли «Эрьзя. Летящий к свету» и «Не все коту масленица» по Островскому, о которых мы говорим, как о планируемых, уже можно смотреть в театре.

Продолжение по ссылке: Городские рейтинги | Саранск
Русский 
Мокшанский 
Эрзянский