Мордовский драмтеатр выпустил спектакль о легендарном лётчике Михаиле Девятаеве

27 октября 2023
Актёры Мордовского национального театра презентовали зрителям свою новую постановку «Побег из ада» по пьесе Валентины Мишаниной. Название не просто созвучно автобиографической книге Михаила Девятаева. Спектакль посвящен судьбе уроженца Мордовии, героически сражавшего с гитлеровскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны и сумевшего вместе с группой узников вырваться из фашистского концлагеря, угнав вражеский бомбардировщик с засекреченного немецкого аэродрома.

Понятно, невозможно за пару часов сценического хронометража рассказать и показать всю жизнь легендарного лётчика. Поэтому драматург и питерский режиссёр Ольга Парфёнова попытались акцентироваться внимание лишь на некоторых фактах его биографии, которые позволяют понять, как простому сельскому мальчишке из бедной многодетной семьи удалось осуществить детскую мечту и подняться в небо. Что его спасало, когда после побега из плена, вернувшись на Родину, он на двенадцать лет оказался отвергнутым официальными властями, бывшими приятелями …Что, несмотря на все испытания, помогло ему всегда оставаться Человеком.

В главной роли дебютировал молодой актёр национального театра, недавний выпускник ГИТИСа Андрей Грызлов. На него, выросшего в русскоязычной среде, выпала двойная ответственность. Не просто перевоплотиться в реально существовавшего человека, но, кроме всего прочего, освоить родную для Девятаева мокшанскую речь.

Сцены общения сначала непоседливого мальчишки, а позже уже повзрослевшего Миши с мамой получились, пожалуй, наиболее трогательными. И пронзительнее всего ощущение материнских тепла, заботы и беспокойства о сыне, которые Елена Гудожникова передаёт без лишних слов, на несколько минут застыв с прижатыми к груди натруженными крестьянскими руками.

Нежную, тихую, но способную побороться за любимого, верную избранницу Михаила Девятаева Фаю играет Кристина Масенина.
Пунктирно прорисовываются фигуры и биографии других узников фашистского концлагеря, бежавших вместе с Девятаевым из плена. И тут запоминаются яркие актерские работы Максима Акимова, Дмитрия Мишечкина, Артёма Якомаскина, молодого Михаила Канаева.
Визуальный объём действия создаётся сценографией Алёны Глинской и слайдовыми проекциями, которые благодаря художнику по свету Дмитрию Зименко наполняют пространство колышущимися колосьями, цветущими подсолнухами, холодными струями ливня, падающими на землю снежными хлопьями и т.д.

Присутствовавшие на премьере историки обратили внимание на некоторую путаницу фактов и дат, несоответствие фасонов одежды и военной формы.

Конечно, художественная трактовка исторических событий допускает некоторую вольность. Хотя не думаю, что обилие хореографических дивертисментов конкретно в этом спектакле помогает раскрытию главной сути – героической личности Михаила Девятаева.

Впрочем, расставить все точки над «i», как пояснила директор Национального театра Светлана Дорогайкина, должны исторические лекции-рассказы на тему «Нет фашизму» для школьников и студентов. Их тоже планируют проводить в театре в дополнение к спектаклю. Для этого в фойе разместили подготовленную совместно с саранским Музеем военного и трудового подвига 1941-1945 гг. выставку документов и фотографий из семейного архива Михаила Петровича.

Напомним, постановка «Побег из ада», нацеленная на укрепление патриотического духа россиян и воспитание подрастающего поколения, осуществлена при грантовой поддержке Министерства культуры РФ.


Источник: Известия Мордовии


Русский 
Мокшанский 
Эрзянский