Евгения Акимова — о премьерных спектаклях, себе и современном искусстве
90-й сезон, режиссер Крюков, Эльза Кох
«С»: Евгения, нынешний сезон стал для вас десятым в театре. Чем он был непохож на другие?
— Главное отличие в том, что в театре начал работать главным режиссером Дмитрий Крюков. Он приехал из Нижнего Новгорода, имея за плечами богатый опыт — ставил спектакли в разных городах страны. У него свои правила, традиции, задачи… Раньше актерам было сложно подстраиваться под приезжих постановщиков. У каждого из них были свой характер, манера общения. Теперь главный режиссер один, и мы должны четко следовать его указаниям. Кроме этого, в репертуаре чаще появляются спектакли, ориентированные на разные возрастные аудитории и разные вкусы. Они нравятся зрителям.
«С»: Вы играете главную роль Екатерины в любовной драме «Я скучаю по тебе» по пьесе Александра Володина «С любимыми не расставайтесь». Как проходила работа над ролью?
— Этот спектакль о вечном конфликте между мужчиной и женщиной. Каждый из них хочет доказать свою правду. Режиссер Александр Кладько поставил задачу — не ссориться на сцене с моим напарником Евгением Благовым, а пытаться быть настойчивой, но в то же время мягкой. Репетиции проходили очень плодотворно. За несколько месяцев я многому научилась. Александр Кладько работает в Российском государственном институте сценических искусств — обучает артистов драматического театра и кино. Нам было интересно сотрудничать. Он проводил специальные тренинги. Мы были робкими учениками в руках наставника, и это дорогого стоит! Каждый актер должен непрерывно развиваться.
«С»: Вы сравнивали себя с известной актрисой Ириной Алферовой, которая блестяще сыграла эту роль в советском фильме «С любимыми не расставайтесь»?
— Нет. Мне очень нравится эта актриса, но я боюсь что-то копировать. Не хочу кому-то подражать. Стараюсь работать самостоятельно.
«С»: В этом театральном сезоне также состоялись премьеры спектаклей «Снежная королева» и «Дракула», постановщиком которых стал Дмитрий Крюков. В чем их главные особенности?
— Яркие, кассовые постановки! «Снежная королева» — для просмотра всей семьей. В этой сказке я играю Ворону. Эта роль мне очень нравится. Я работаю в паре с Антоном Саранкиным. Мы много шутим и отрываемся по полной программе. Мы любим побаловаться! Что касается «Дракулы», то я не играю в этом спектакле. Но зрители хорошо приняли постановку.
«С»: Одной из самых ярких премьер сезона стала пьеса «Побег из ада», в котором вы сыграли Эльзу Кох — жестокую надзирательницу концлагеря Бухенвальд…
— Считаю эту роль одной из самых любимых, хотя занята на сцене лишь в течение нескольких минут. Играть отрицательных персонажей намного интереснее, можно в меру похулиганить. За короткое время с помощью пластики я должна была показать самые негативные человеческие качества — нездоровую страсть, похоть, жестокость… Думаю, мне это удалось!
«С»: Работая над ролью, вы смотрели посвященный ей художественный фильм «Ильза — волчица СС», вышедший на экраны в 1975 году?
— Помню такой фильм, но специально не смотрела. Режиссер спектакля Ольга Парфенова предоставила все необходимые сведения. Также я самостоятельно читала биографию этой женщины. Ее обвиняли в изготовлении сувениров из человеческой кожи. О жестокости Эльзы Кох ходили легенды! Но эти факты не доказаны. Эльза попала в тюрьму, где покончила жизнь самоубийством.
Профессия, эксперименты и молоденькая свинка
«С»: Как вы приняли решение связать свою жизнь с театром?
— Мысли по этому поводу возникали еще во время обучения в школе. Я подала документы для поступления в Институт национальной культуры Мордовского университета, не рассчитывая, что буду принята. Думала, что могу в итоге стать экономистом или филологом. Результаты превзошли все ожидания! Я поступила! В университете познакомилась с известными театральными деятелями Игорем Федоровичем Кузьминым и Игорем Леонидовичем Дьячковым, и моя жизнь кардинально поменялась! Оказалось, что первоначальные представления об актерской профессии были поверхностными. На всю жизнь запомнила фразу Игоря Федоровича: «Не бойтесь совершенства! Оно вам не грозит!»
«С»: Какой ролью вы особенно гордитесь?
— Джульеттой в трагедии Уильяма Шекспира. Роль далась непросто. Немало слез было пролито во время репетиций… Режиссер Алексей Истомин отличался повышенной требовательностью. В спектакле моя героиня — не милая, простодушная девочка, а сильная духом, боевая, мужественная! Она берет ситуацию в свои руки, действуя, как велит сердце…
«С»: Спектакль «Куйгорож» является визитной карточкой театра. Его неоднократно показывали на различных фестивалях в других городах — в Челябинске, Чебоксарах…
— Прекрасная постановка! Мне нравится роль Уняжи. Ее характер меняется с течением времени. Невероятно добрая и светлая девочка превращается в женщину со скандальным характером. Думаю, что от этого никто не застрахован. Каждый может поддаться искушению. Людям всегда хочется чего-то большего. Многим кажется, что трава у соседа в саду всегда зеленее. Нужно философски относиться к жизни, держать себя в рамках, чтобы не докатиться до бесчувственного состояния, как это сделала Уняжа.
«С»: Есть ли в вашей карьере роли, которые сначала не нравились, а потом полюбились?
— Да. В 2016 году режиссер Юрий Хвостиков ставил спектакль «Очень простая история». Мне досталась роль молоденькой свинки. Пришлось надеть громоздкий костюм. Я должна была ходить по сцене и задаваться вопросами: «А что такое деньги? Откуда берутся дети?» Свинку зарезали во втором действии. Потом она воскресла…
«С»: Как вы проводите свободное от работы время?
— Воспитываю сына Гришу, который в этом году окончил первый класс… Еще люблю рисовать, вышивать, много читаю, хочу собрать большую библиотеку. Часто занимаюсь с детьми и подростками актерским мастерством и сценической речью.
…Люблю эксперименты! Считаю, что театр должен быть в какой-то степени элитарным — давать почву для размышлений. Мне не нравятся постановки, которые можно прочитать, как открытую книгу...
«С»: О чем мечтаете?
— Сняться в кино! Это совершенно новая для меня сфера искусства.
«С»: Посещаете спектакли других театров, которые приезжают с гастролями в Саранск?
— Да. Мне нравится фестиваль «Худсовет». Стараюсь посещать все спектакли гастролеров. В прошлом году просто поразил санкт-петербургский Небольшой драматический театр. Кстати, там работает мой однокурсник Дмитрий Честнов — очень талантливый парень! Мне нравятся молодые неформальные коллективы. Например, Плохой театр из Санкт-Петербурга.
«С»: Сейчас постановки в российских театрах становятся более экспериментальными. Как вы к этому относитесь?
— Положительно! Люблю эксперименты! Считаю, что театр должен быть в какой-то степени элитарным — давать почву для размышлений. Мне не нравятся постановки, которые можно прочитать, как открытую книгу. Должна быть загадка, которую надо разгадать. В конце апреля посмотрела спектакль «Р» в московском театре «Сатирикон». Его поставил Константин Райкин. Всем советую! Море наслаждений!
«С»: Вы считаете, что местные зрители готовы воспринимать эксперименты?
— Да! Уверена в этом! Они устали от нафталина!
«С»: Каким должен быть современный театр?
— Наверное, правдивым. Театр должен отвечать на самые животрепещущие вопросы.
Личное дело
Евгения Акимова родилась 9 августа 1993 года в Саранске. В 2014 году окончила Институт национальной культуры Мордовского государственного университета им. Огарева по специальности «актерское искусство». Была приглашена в труппу Мордовского государственного национального драматического театра. В 2019-м награждена медалью «За межнациональное согласие». В 2020 году получила диплом в номинации «Лучшая работа молодого актера» за роль Уняжи в спектакле «Куйгорож» Валентины Мишаниной (XIII международный фестиваль театров финно-угорских народов «Майатул», г. Йошкар-Ола). В 2022-м на XIV международном фестивале театров финно-угорских народов «Майатул» победила в номинации «Лучшая женская роль второго плана» за образ Дели в спектакле «Эрьзя. Валдосливтиця». В 2023 году получила благодарность председателя Государственного собрания РМ — «За большой вклад в развитие театрального искусства». Муж — артист Мордовского национального драматического театра Максим Акимов.
Источник: Столица С