Бурятские артисты открыли саранской публике душу своего народа

18 сентября 2023

Пожалуй, самым необычным творческим откровением фестивальной «Театральной осени» получился моноспектакль «Дорж» Бурятского академического драмтеатра им. Хоца Намсараева.

Ещё за полчаса до начала представления – не прогадали те, кто пришёл пораньше — зал неспешно погружался в негромкую релаксирующая мелодию. Она окутывала, унося подсознание зрителей в неведомые дали восточных степей.

Посреди сцены за полупрозрачным пологом просматривалась просторная юрта, вернее, её каркас, сложенный из жердин, словно распахнутая для всех душа хозяина. Дымка занавеса взмыла к колосникам, открыв аскетичное жилище кочевников, испокон веков обитавших на Дальнем Востоке, окруженное сакральными буддийскими фонариками, оберегающими жителей степного дома от напастей и невзгод. Свисающие с потолка юрты белые полотенца, символически обозначающие многодетное семейство, нехитрый скарб и главное богатство служилого казака-бурята – кони, сбруя, седло, шашка.

Рассказ о судьбе первого бурятского ученого Доржи Банзарова ведёт его отец – сотник Банзар Борхонов, вроде бы не склонный к сантиментам брутальный воин. Оттого его откровения об отношениях с сыном, гордость достижениями наследника, преуспевшего на ниве образования, и ощущение тоски о близком человеке, с которым обстоятельства разлучили на полтора десятка лет, кажутся особенно трогательными.

А эмоциональная атмосфера усиливается музыкой композитора Сойжина Жамбалова и заполняющими всё пространство анимационными проекциями – с качающейся младенческой зыбкой, скачущими по степи волками, летящими по небу птицами (художник-мультипликатор Сергей Степанов). И вам словно открывается душа, независимый характер и многовековая мудрость бурят.

В биографическое повествование вплетаются реальные исторические факты, позволяющие проследить и судьбу бурятского народа, влившегося в состав единого государства Российской империи.

Банзара на сартульском диалекте бурятского языка играет актёр Чимит Дондоков, по ходу спектакля виртуозно перевоплощающийся то в русскоговорящего инспектора училища, то в ламу, то, накинув на плечи поношенную скромную шаль, в маму вундеркинда Доржи…
Кстати, зрителям, вероятно, небезынтересно узнать, что и пьесу написал сам Чимит Дондоков, взяв за основу серьезные научные исследования доктора исторических наук Николая Цыремпилова.

Важным художественным образом спектакля, поставленного режиссёром Олегом Юмовым, выступает, повторюсь, музыка, постоянно звучащая рефреном душевных переживаний героя. Причём она идет не в записи. Хотя, судя по солидному техническому оснащению, с компьютеризованной аудио-подкладкой у постановщиков улан-удинского театра проблем бы не возникло. Но для эмоционального проживания необходимо именно натуральное исполнение – вокала и аккомпанемента.

Поэтому музыкант Дахалэ Жамбалов, деликатно присутствуя в левом углу сцены, заменяет тут целый оркестр, дорисовывая эмоциональную окраску расмышлений-воспоминаний отца Доржи, исполняя мелодии на национальном инструменте моринхуре, электронном фортепиано, лимбе, мелодике, рисуя ритмические контуры, играя на варгане, барабане, колокольчике. Лишь в финале Дахалэ Жамбалов на несколько минут отлучается за кулисы, чтобы молча выти на сцену в европейском фраке члена-корреспондента Императорского русского археологического общества, вернувшегося в опустевшую родительскую юрту.

Об этом факте в спектакле не говорится словами. Но зритель понимает: отец не дождался сына. Действительно, Банзар скончался за две недели до возвращения Доржи Банзарова на Родину.

Источник: Известия Мордовии

Русский 
Мокшанский 
Эрзянский