«Судьба бесами преданных…»

1 мая 2023

Автор: Ксения Ильина

Когда у меня спрашивают, с чего начинается осознанная любовь к русской классической литературе, я всегда отвечаю твёрдо и однозначно – с театра. По-крайней мере, в моей жизни именно так всё и произошло.

Кино, безусловно, способно непроизвольно обронить зерно интриги в почву интеллектуального интереса к литературному первоисточнику, но это случается крайне редко. Только всецело прочувствовав пульсацию оголённого нерва подлинно талантливого сценического действа, можно пробить броню любого эмоционального равнодушия к процессу творческого созидания и подёрнутой пыльной пеленой времени литературной классике.

Выдающийся древнегреческий философ и целитель Гиппократ впервые публично заявил о том, что истинное искусство, преодолевая границы времени и пространства, бессмертно. Впоследствии эту идею окончательно закрепил в своём труде «О кратковременности жизни» (I, 1) римский мыслитель, поэт и государственный деятель Сенека, провозгласив: «Ars longa, vita brevis» («Жизнь коротка, искусство вечно»).

Только уникальные по своей форме и содержанию творения «поцелованных Богом» мастеров, а не жалкие попытки напыщенных дилетантов «плюнуть в вечность», закладывают фундамент неоспоримых культурных ценностей и формируют безупречный эстетический вкус.

Известно, что театральный жанр обладает исключительной способностью наполнять общепризнанные шедевры литературы дыханием жизни, воскрешая их поучительные сюжеты в реальности сценического бытия. Но возможно это только при соблюдении одного принципиально важного условия, если за воплощение на сцене литературного материала той или иной сложности возьмётся по-настоящему талантливый режиссёр, способный «вывернуть наизнанку» и проанализировать до мелочей внутренний мир каждого действующего лица, провидец, обладающий телепатической нестандартностью мышления, заранее предчувствующий реакцию зрителей на тот или иной поворот сюжета, профессионал, уважающий человеческое достоинство, категорически не приемлющий примитивизм и откровенную пошлость на сцене.

12 апреля 2023 года исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского драматурга и театрального деятеля Александра Николаевича Островского.

Это знаменательное событие в Национальном театре РМ 21 и 22 апреля текущего года отметили грандиозной премьерой по известнейшей реалистической драме Островского «Бесприданница» в постановке приглашённых из Нижнего Новгорода режиссёра Дмитрия Крюкова и художника Екатерины Крюковой, а также хореографов из столицы Белоруссии Минска Юлии и Николая Михайловых.

На первом премьерном показе в МГНДТ присутствовали даже гости с берегов Волги, прибывшие в Саранск специально, ради удовольствия лично оценить новую постановку четы Крюковых, эмоционально-яркое театральное творчество которых благодарно откликается в сердцах зрителей многих городов нашей страны и зарубежья.

Вполне уместно напомнить, что Дмитрий Крюков является выпускником режиссёрского факультета ГИТИСа, учеником легендарного мастера Валерия Романовича Беляковича ‒ основателя «Театра на Юго-Западе» (г. Москва), а Екатерина Крюкова ‒ театральный модельер, сценограф, художник-постановщик широко известна своими успешными работами во многих театральных проектах России и за её пределами, а также в мюзиклах композиторов Максима Дунаевского и Кима Брейтбурга.

«Бесприданница», пожалуй, самая многострадальная пьеса А.Н. Островского. Трагическая история убийства молодой женщины, написанная по реальным событиям бытности драматурга, исполнявшего свои служебные обязанности в качестве почётного мирового судьи, на своём театральном веку повидала немало полнейших театральных провалов. Предполагаю, что в те смутные для российской действительности времена, просто не нашлось постановщика достойного уровня, чтобы прочувствовать литературный материал, умело адаптировать его для сцены и правильно преподнести зрителям, которые в своём большинстве не отличались высоким уровнем грамотности и культуры.

Стилистически все постановки Крюковых отличаются визуальной основательностью, новизной и оригинальностью режиссёрских решений.

Это спектакли, идущие на сценах театров при полном аншлаге. К примеру, уже второй год для того, чтобы попасть на фантасмагорию «Мастер и Маргарита» Дмитрия и Екатерина Крюковых в ГРДТ РМ, бронировать билеты необходимо не позже, чем за 2 месяца, они раскупаются в момент, как «горячие пирожки».

Вот и оба премьерных дня «Бесприданницы» в Национальном театре РМ прошли при полных залах, овациях, цветах и криках «Браво!».

Три года назад вместе с компаньонкой, журналистом по профессии, я посетила постановку с одноимённым названием в Пензенском областном драматическом театре им. А. В. Луначарского. Выйти из зала захотелось уже в начале первого акта, поскольку наблюдать за развитием событий в легендарной пьесе великого русского драматурга, вывернутой наизнанку, грубо перемешанной по содержанию с другим, не менее известным произведением отечественной литературы, изувеченной авангардистской сценографией и безликими осовремененными костюмами на артистах, не соответствующих фактурно персонажам Островского, было не просто тяжело, а возмутительно!

Шок и отторжение вызвала сцена интимной близости Ларисы Огудаловой (отмечу, что исполняла эту роль на тот момент низкорослая, склонная к полноте актриса) и Сергея Сергеевича Паратова, когда оба героя в порыве страсти кубарем катались по сцене, а в зале при этом присутствовали маленькие дети и подростки.

Я, как зритель, испытала разочарование и неловкость за театр, который искренне любила с детства.

Театральное искусство, безусловно, тоже разное. Кому-то дано познать его суть и дотянуться до высоких материй, а кто-то так и остаётся на уровне «мулек» пьяных гопников.

Могу лишь посочувствовать выбравшим второй вариант. Видимо, Вы не уважаете ни себя, ни зрителей. Хотя, как говорится, каждому ‒ своё, но мне с Вами не по пути.

Премьера в Национальном театре РМ не только реабилитировала произведение Островского, но и в очередной раз доказала, что руководство МГНДТ сформировало правильную, мощную стратегию развития театра. С каждой новой постановкой качество и зрелищность спектаклей возрастает, а значит, зрителей становится всё больше и больше.

С первой и до последней трагической сцены развязки «Бесприданница» Дмитрия Крюкова вызывает эстетическое и эмоциональное потрясение ‒ это торжество ума, таланта, вкуса и красоты.

В этой постановке заняты два совершенно разных состава артистов, но каждый из них восхитителен.

Режиссёр Дмитрий Крюков обладает удивительной психологической способностью – видеть литературный персонаж насквозь, концентрируясь на его сути. Он с лёгкостью отбрасывает все наносные характеристики, тем самым, помогая артисту сконцентрироваться на внутренних установках героя, которые мотивируют его на действия определённого характера. Именно поэтому в спектаклях Крюкова нет нудности и тягомотины, которые «усыпляют» зрителей, и даже самый сложный для прочтения литературный материал воспринимается со сцены зрителями понятно и «вкусно». Всё «разложено по полочкам».

Д. Крюков по-режиссёрски усиливает драматическую составляющую некоторых героев пьесы Островского, а кто-то из них, наоборот, у него становится мягче.

Главную женскую роль – Ларисы Дмитриевны Огудаловой в премьерном спектакле исполнили две молодые актрисы Евгения Акимова и Татьяна Биушкина. Каждая из них была по-своему красива, чувственна, изящна, нежна, гармонична и музыкальна, словно тонкая хрупкая веточка вишни, благоухающая розовым цветом по весне.

Романс «Нет, не любил он», который трепетно спела Лариса Евгении Акимовой под аккомпанемент играющего на гитаре Паратова (артист Павел Михайлов) и бесприданница Татьяны Биушкиной, профессионально исполнившей его под собственные гитарные аккорды, покорил сердца даже самых искушённых и требовательных зрителей.

Монологи о несчастной любви младшей Огудаловой у обеих актрис прозвучали искренне и пробирали до мурашек. Зрители плакали вместе с главной героиней драмы Островского.

Судьба Ларисы Дмитриевны на сцене Национального театра РМ начинается с нисхождения по лестнице «жизни» с высоты собственных мечтаний в тёмный мир цинизма, порочных страстей и духовных страданий. Постепенно её образ теряет яркие краски, а воздушное шелковистое платье становится из алого грязно-серым, почти земляным.

Трагический финал главной героини, наоборот, ознаменован восхождением к высохшему «древу жизни». Как смертельно раненная чайка, распластав свои слабеющие крылья, она всё ещё пыталась взлететь. Длинный шлейф кровавого платья героини, символизировал завершение земного пути, освобождающего её измученную душу от терзаний. Прощая всех, кто виновен в её гибели, Лариса Дмитриевна Огудалова обретает ореол святости.

Когда я впервые узнала, что в Национальном театре РМ планируют поставить драму «Бесприданница» к Юбилею культового драматурга, на ум сразу пришла мысль: «Роль Паратова точно достанется Алексею Егранову! Всё при всём! Даже фамилии заслуженного артиста РМ и центрального мужского персонажа пьесы Островского фонетически схожи».

Образ Сергея Сергеевича Паратова – возлюбленного Ларисы Дмитриевны Огудаловой я представляла именно таким. Это статный, респектабельный, любящий себя холёный русский барин, склонный ни в чём себе не отказывать, особенно в общении с красивыми женщинами.

Но, как оказалось, два разных состава – два совершенно не похожих друг на друга типажа Паратова: внешностью, темпераментом, манерой поведения.

Ещё одним Сергеем Сергеевичем Паратовым стал обладатель элегантной фактуры артист Павел Михайлов, которому роли героев аристократического происхождения хорошо знакомы.

Тот, и другой Паратов порадовал своей неповторимостью и понравился зрителям. Если заслуженный артист РМ Алексей Егранов в образе возлюбленного Ларисы Огудаловой был необыкновенно страстен, мужественен и порывен, то Паратов Павла Михайлова мне показался более выдержанным, дипломатичным и лиричным, что полностью соответствовало его высокому происхождению.

Кроме того, Павлу Михайлову удалось с огоньком сыграть цыгана Илью во втором составе «Бесприданницы».

На мой взгляд, роль Паратова стала одной из лучших в копилке театральных работ обоих замечательных артистов!

Огромное впечатление на зрителей произвело первое эффектное появление Паратова на сцене театра (его приезд). В сопровождении привлекательных заводных цыганок в пурпурно-чёрных многослойных летящих нарядах, с тонким флёром юго-восточной Испании, отороченных богатой вышивкой из бисера, Сергей Сергеевич предстал перед зрителями роскошно одетым в дорогой заморский гарнитур цвета слоновой кости.

Предполагаю, что художник-постановщик спектакля Екатерина Крюкова намеренно выбрала именно такой цвет для наряда Паратова на выход-презентацию, чтобы визуально подчеркнуть его статус аристократа. Смотрите: «Вот она – белая кость!».

В самое сердце меня поразила мизансцена, открывающая второй акт «Бесприданницы» и особенно трагический финал спектакля. Режиссёр ломает хребет мужского самолюбия Паратова и ставит его на колени!

Дмитрий Крюков выводит финальную сцену драмы на уровень высшего психологизма. Когда Лариса умирает на руках Паратова, он осознаёт, что действительно любил её, но потерял безвозвратно. Он понял, что доведя Карандышева до пика безумия, сам виноват в гибели девушки, которая его искренне любила.

Давно известно, что изначально главным героем пьесы «Бесприданницы» у Островского должен был стать «маленький человек» с римским эпическим именем Юлий.

В спектакле Д. Крюкова тоже два Юлия Капитоныча Карандышева. Эту значимую и очень трудную роль исполняют заслуженный артист РМ Андрей Анисимов и заслуженный артист РМ Дмитрий Мишечкин.

Оба Карандышева артистами сыграны стопроцентно мастерски!

Колоссальную работу над своим образом Карандышева проделал Андрей Анисимов. Ему, от природы высокому, статному, крепкому мужчине, чтобы внешне соответствовать облику ничем не примечательного, закомплексованного, не уверенного в себе человека, пришлось подвергнуть себя определённой трансформации: ссутулиться, съёжиться и научиться ходить «на полусогнутых». Даже голос артиста при этом изменился, стал дребезжащим и вкрадчивым. Режиссёрский эксперимент удался! Карандышев Андрея Анисимова на сцене был более, чем убедителен.

Говорить об актёрских работах Дмитрия Мишечкина можно бесконечно. Обладая неким внешним сходством с известным артистом Андреем Мягковым, исполнившим роль Юлия Капитоновича Карандышева в кинофильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс», наш Дмитрий Мишечкин в театральной версии «Бесприданницы» однозначно его переиграл!

Физическая органика и актёрская гибкость Д. Мишечкина позволили идеально перевоплотиться на театральной сцене в «маленького», даже ничтожного человека, но с большим самомнением, который у окружающих вызывает откровенную неприязнь. Напомню, что антагониста со спорным внутренним содержанием играть всегда гораздо сложнее, чем всем понятный положительный персонаж.

И всё-таки, Юлий Капитоныч оказывается чуть честнее всех прочих поклонников Ларисы Дмитриевны. Лично для меня – это тоже страдающий персонаж, который как бы не старался, не может прыгнуть «выше своей головы». Он мучается от того, что не может смириться со своим непритязательным во всех отношениях положением, что в итоге доводит его поступки до крайности. Карандышеву нужно всеми возможными способами подтвердить свою значимость, будь-то должность в заштатном суде или жена соответствующего положения (статуса).

В некоторых мизансценах Карандышев был смешон, особенно в нетрезвом виде, когда, обращаясь к гостям, расплёскивал вино из бокала, а его оборванные часы на цепочке мотались на уровне причинного места в разные стороны. Эта режиссёрская выдумка действительно ненадолго разрядила накал сценических страстей.

Откровенно признаюсь, что в спектакле были моменты, пробуждающие сочувствие к Юлию Капитонычу, особенно в сцене «похищения» его невесты Ларисы Дмитриевны Паратовым. Карандышев взвыл от боли и досады, как настоящий раненый зверь…

Трагическая развязка спектакля с участием трёх ведущих персонажей (Лариса – Карандышев – Паратов) была продумана режиссёром до мелочей, где, униженный и доведённый до полного отчаяния Юлий Капитоныч Карандышев стал орудием убийства Ларисы Огудаловой в руках Паратова.

Образ Хариты Игнатьевны Огудаловой (мать Ларисы Дмитриевны) в режиссёрской интерпретации Д. Крюкова не лишена материнского инстинкта и тёплых чувств. Не стоит относиться к ней поверхностно, у Хариты Игнатьевны тоже есть своя личная драма. Женщины меня поймут.

На роль матери Ларисы режиссёром Д. Крюковым были приглашены две представительные, миловидные актрисы-блондинки: заслуженная артистка РМ Нина Абросимова и заслуженная артистка РМ Людмила Антипкина.

Благодаря изысканной фантазии художника Екатерины Крюковой, Харита Игнатьевна Огудалова, отнюдь не дворянское имя которой переводится как «прелестница», появляется на сцене театра в роскошном лилово-розовом наряде, словно пышный пион в зените своего ароматного цветения, с игривой приветствующей репликой: «Здравствуйте, господа!».

Харита Игнатьевна происходит из порядочного дворянского рода, вдова, мать троих дочерей, которым, к сожалению, не удалось собрать приданное. Она обеднела, оставшись одна, без поддержки мужа. Это её материнский крест. Кроме того, старшие дочери Хариты Игнатьевны крайне неудачно вышли замуж. Одна из них погибла от рук собственного ревнивого мужа-кавказца, а другой пришлось скитаться вместе с мужем-шулером. Но, режиссёр Д. Крюков намеренно избегает в своём спектакле откровенной «торговли» дочерью. Она ‒ женщина «мирного характера», не любит ссориться и для всех гостей мужского пола находит учтивые слова. Харита Игнатьевна полна оптимизма в этот раз не прогадать с женихом для младшей дочери, поэтому искусно льстит и флиртует с богатым дельцом Мокием Парменычем Кнуровым, в надежде получить денежный презент на предстоящую свадьбу дочери.

В финальном диалоге с Карандышевым мать Ларисы Дмитриевны предвкушает драматические события, демонстрируя волевой характер, но не прогибается под тяжестью своего креста.

Негоцианта-сластолюбца в летах, обладателя громадного состояния Мокия Парменыча Кнурова в обоих составах «Бесприданницы» сыграл заслуженный артист РМ Тимофей Чудаев. В этой роли он был более, чем убедителен.

Сюртук из набивной пурпурной ткани, дорогие ювелирные украшения и мужские модельные туфли европейского дизайна продемонстрировали зрителю новый театральный облик русского миллионера времён Островского.

Он уравновешен, брезглив к людям более низкого социального положения, таким, как Карандышев, прагматичен и очень расчётлив. Но, в тоже время, Мокий Парменыч готов всячески раскошелиться ради удовольствия обладать Ларисой Дмитриевной, несмотря на то, что он женат.

С молодой Огудаловой он ведёт себя очень выдержанно, осторожно, даже в какой-то степени бережно. Чего только стоят чисто символические поцелуи Кнурова, еле касающиеся обнажённых трепетных плеч Ларисы Огудаловой?!

Для Мокия Парменыча и они имеют свою цену.

Высокопрофессионально, характерно, солидно исполнили роль Ефросиньи Потаповны - сварливой тётки Карандышева народная артистка РМ Тамара Весеньева и заслуженный работник культуры РМ Вера Балаева.

Ефросинья Потаповна от рождения – простолюдинка, привыкшая экономить на каждой мелочи. В её образе нет ничего лишнего – доминирует чёрный цвет. Этот женский персонаж помогает понять тайные мотивы поведения Юлия Карандышева, ведь для него характерны та же скупость и желание выглядеть обеспеченным, как у его тётки.

Пожалуй, самым неоднозначным персонажем драмы «Бесприданницы» стал молодой купец, друг детства Ларисы Огудаловой Василий Данилыч Вожеватов. Его внутренние установки и мотивы поведения принять было очень непросто, и подчас они вызывали негодование.

Сложную роль Вожеватова исполнили артисты Максим Акимов и Евгений Благов. Удивительный парадокс, что именно эти артисты много работают в детских спектаклях, поэтому роль друга детства Ларисы Огудаловой, который, отказав в помощи, практически её предал, далась обоим нелегко, возможно, даже оказалась «на сопротивление».

Именно предательство Ларисы Дмитриевны саркастично усмехающимся Васечкой Вожеватовым заставляет задуматься: «А тех ли людей Вы щедро называете своими друзьями?».

Зал бурно и восторженно реагировал на шутливые реплики ещё одного героя пьесы Островского ‒ несостоявшегося в своей профессии актёра-неудачника Аркадия Счастливцева по прозвищу Робинзон.

Обаятельные и очень симпатичные заслуженный артист РМ Андрей Кипайкин и Анатолий Нуштайкин на радость зрителям по очереди исполнили роль потешного, но гордого Робинзона.

Свои промахи и жизненные несправедливости этот персонаж «заливает» алкоголем. Но он добр и участен к Ларисе. Ему хватает самообладания не показывать свою глубокую обиду даже в том случае, когда купец Вожеватов публично унижает актёра самым отвратительным способом. Робинзон улыбается!

В содержательном контексте этого персонажа мне вспомнились строки некогда популярной песни:

«Всё кажется: вот маску я сниму,

И этот мир изменится со мной,

Но слёз моих не видно никому.

Ну, что ж, Арлекин я, видно, не плохой!»

Облегчили восприятие драматического сюжета постановки иронично-забавные пассажи буфетчика Гаврило (артист Дамир Коломийченко) и слуги в кофейной Ивана (артист Михаил Канаев).

Поделюсь по секрету всему свету, что типаж буфетчика Гаврило мне напомнил всем известного голливудского киноперсонажа Гомеса Адамса.

Совершенно неожиданным для меня стало очеловечивание режиссёром Д. Крюковым тёмных мыслей потенциальных женихов Ларисы Огудаловой. Я впервые воочию убедилась, что мысли аля «покерфейсы» иногда действительно пляшут, да ещё и под музыку с иудейским колоритом!

В танцевальный ансамбль «Тёмные мысли» были допущены артисты Александр Батырев, Максим Акимов, Евгений Благов, Артём Акимов, сыгравший в одном из составов цыгана Илью, Артём Якомаскин и Александр Грызлов.

Все оригинальные танцевальные номера в «Бесприданнице» были поставлены хореографами из Минска Юлией и Николаем Михайловыми.

Мизансцена трагического финала «Бесприданницы» потрясала всех присутствующих на премьере зрителей. Под крики «Браво!» зал встал и очень долго аплодировал.

Лариса Дмитриевна Огудалова, раненная выстрелом Карандышева, умирает на руках своего возлюбленного Сергея Сергеевича Паратова, Темпераментные цыганки - «золотые ручки» в скорбях падают наземь перед бессеребренницей, а символичные «тёмные мысли» в распятом состоянии сковывают колесо парохода «Ласточка», рядом с которым и Карандышев рушит свою жизнь.

Не только восхитительные костюмы, но и символичные декорации, преображающие и наполняющие смыслом локации сценического действа, художника-постановщика «Бесприданницы» Екатерины Крюковой – стали важной неотъемлемой частью масштабного успеха премьерного спектакля в Национальном театре РМ.

Жизнь – «трудная штука», а жить по призванию в созидании прекрасного, отдавая искусству себя без остатка, ещё сложнее.

Печально, что в современном театральном мире очень часто «первой скрипкой» на сцене «звучат» «Сальери», а не «Моцарты», обречённые могуществом первых на тёмное место в оркестровой яме, но время и любовь зрителей всё расставляет на свои места!

В наши тревожные дни талантливые театральные постановки помогают человеческим душам не ожесточаться и не черстветь. Они наполняют зрителей внутренним светом и убеждают не терять надежду на лучшее!

Вместе с Национальным театром РМ откройте страницы произведений А.Н. Островского заново!

Уверена, что после просмотра драмы «Бесприданница» режиссёра Дмитрия Крюкова, литературное творчество великого русского драматурга Вам станет гораздо понятнее и Вы, несомненно, его полюбите!


Русский 
Мокшанский 
Эрзянский