Окрыляющая сила свободы выбора

21 марта 2023

«Всё, что не делается – к лучшему!» ‒ это всем известное утверждение в моём частном случае всегда работает по полной программе. Благодаря неожиданному, но очень настойчивому приглашению, поступившему из административной части МГНДТ, мне посчастливилось провести свободный вечер минувшей субботы в жизнеутверждающей атмосфере Национального театра РМ.

Совершенно не запланированный поход в МГНДТ оказался весьма приятным и продуктивным. Повезло вдвойне: удалось посмотреть не только спектакль, который, я, к сожалению, до сих пор не видела, но и пообщаться с некоторыми артистами, занятыми в этой постановке.

Романтическую мелодраму «Эти свободные бабочки», поставленную по пьесе американского драматурга, сценариста и композитора Леонарда Герша на сцене Малого зала Национального театра РМ по праву можно назвать одной из лучших творческих работ Андрея Анисимова в качестве режиссёра.

Известнейшую бродвейскую комедию, повествующую зрителям об истории любви талантливого незрячего юноши и эксцентричной симпатичной девушки, мечтающей стать актрисой, А. Анисимов максимально усложнил, эмоционально и визуально усилив основные мизансцены спектакля.
Сюжет «Свободных бабочек» затрагивает довольно важные аспекты жизни, ключевые проблемы взаимоотношений родителей и детей, заставляет задуматься о свободе человеческого выбора, современных нравственных ориентирах, о будущем нашей молодёжи. Особенно впечатлил неожиданный эффектный финал постановки, который автоматически приблизил спектакль к уровню актуальной социальной драмы.

На моей памяти не сохранилось воспоминаний о том, что премьерный показ этого спектакля 2 года назад был широко анонсирован в прессе и на просторах интернета, а постфактум получил множество благодарных восторженных отзывов от зрителей, хотя эта постановка, безусловно, заслуживает высокой оценки и всестороннего полноценного обзора.

Меня, как очень требовательного зрителя-театрала, в этой постановке Андрея Анисимова порадовало практически всё, за исключением некоторых предметов женского гардероба юной героини, хотя подобного рода элементы – дело вкуса. В целом, внешний вид персонажей спектакля произвёл достойное впечатление (художник по костюмам ‒ Елена Киреева).

Художественное оформление камерной сцены полностью соответствовало развёрнутой сюжетной линии. Все элементы интерьера были к месту и использовались по назначению. Декоративным украшением постановки стали настенные постеры с изображением Мэрилин Монро и световая проекция в виде порхающих бабочек в моменты близости главной романтической пары (художник-постановщик – Татьяна Чувыкина).

Музыкальные композиции, прозвучавшие в спектакле, не вызвали сомнений в целесообразности их использования. Отмечу профессиональное живое исполнение авторских песен главным героем Доном Бейкером ‒ артист Евгений Благов (музыкальное оформление постановки ‒ Александр Ручкин).

Но, пожалуй, самой большой удачей спектакля «Эти свободные бабочки» в Мордовском национальном театре стал идеально подобранный актёрский состав. Не пожалев времени, я специально попутешествовала по волнам театральных интернет-ресурсов и ознакомилась с артистами, занятыми в других сценических интерпретациях этой же пьесы Л. Герша.

По результатам проведённого собственного исследования, ответственно заявляю: «В спектакле «Эти свободные бабочки» А.Анисимова (Мордовский государственный национальный драматический театр) занят лучший состав артистов!»

Начиная с сознательного детского возраста и до сих пор, меня восхищали и восхищают харизматичные артисты с яркой выразительной внешностью.
Неизгладимый поучительный след в моей памяти оставило посещение представления Китайского Национального театра оперы и балета. На всю жизнь меня поразили исключительно изысканные внешние данные азиатских артистов, как мужчин так и женщин. Красивы и статны на сцене были абсолютно все, даже возрастные исполнители! Оказывается, в Китае не так-то просто стать артистом, нужно обладать не только талантом, но и определёнными параметрами фигуры, правильными симметричными чертами лица, т.е. соответствующей фактурой – «а бы кого» на сцену в этой стране не пускают!

Ностальгическое мемуарное отступление от основной темы зрительского анализа спектакля «Эти свободные бабочки» в МГНДТ пусть будет комплиментом артистам, играющим в этой постановке, поскольку каждый из них внешне привлекателен и ярок.

Главную роль Дональда Бейкера ‒ слепого от рождения юноши-музыканта из богатой семьи, удивительно правдоподобно исполнил артист Евгений Благов. С технической стороны, убедительно сыграть внутренне сильного человека с подобными физиологическими особенностями в камерном зале, на расстоянии вытянутой руки от зрителей, в условиях, когда практически каждый актёрский нюанс заметен – задача не из лёгких, но Евгений безупречно с ней справился.
Кроме того, Е. Благов в спектакле прекрасно поёт, сам себе аккомпанирует на гитаре и с лёгкостью выполняет гимнастические фигуры (музыкальное оформление – Александр Ручкин) .

Откровенно говоря, этот артист с крупными, выразительными чертами лица мне всегда напоминал французского актёра Жана Маре в молодом возрасте.
Юная очаровательная бунтарка Джилл Тэннер в исполнении Татьяны Биушкиной наповал покорила зрительские сердца своей эмоциональной непосредственностью, неуёмным темпераментом и весёлым нравом. Она действительно напоминала на сцене свободную бабочку, не обременённую жизненными трудностями и нравственно-этическими нормами, порхающую с цветка на цветок. Забавная, немного легкомысленная, воздушная Джилл, обладающая по иронии судьбы огромным аппетитом – это своеобразный эпицентр юмористических эпизодов постановки.

За последнее время уровень профессионального роста молодой актрисы Татьяны Биушкиной заметно вырос. Похвально, что артистка постоянно работает над собой и меняется в лучшую сторону. Ещё одной сильной и эстетически впечатляющей стороной спектакля стали эротические мизансцены с участием Джилл и Дона.

Моменты романтической близости выглядели абсолютно приемлемо, поскольку оба молодых красивых артиста находятся в великолепной физической форме.
Лично мне полностью понятен и эмоционально близок образ матери Дональда – миссис Бейкер в исполнении заслуженной артистки РМ Марины Аверкиной.
Согласно сюжету, мама Дона вынужденно становится писательницей, главным мотиватором её литературного творчества для детей становится собственный особенный сын. Она чувствует себя виноватой и всячески пытается защитить своего всё ещё «маленького» беспомощного ребёнка от жестоких реалий современного мира.

Марина Петровна Аверкина, на мой зрительский взгляд, изумительно передала материнские чувства, ту самую внутреннюю борьбу сильной женщины, которая не может позволить себе ни капли слабости, ибо она – настоящая опора своему единственному незрячему сыну.

Невозможно удержаться от комплиментов в адрес Марины Петровны. Глубокий насыщенный тембр голоса, аристократическая осанка и крепкий духовный стержень ‒ вызывают чувство огромного уважения и восторга к этой элегантной актрисе у всех зрителей Национального театра РМ и не только!
И, наконец, ещё один персонаж «Этих свободных бабочек», появляющийся на сцене практически в самом финале, никого в зрительном зале не оставил равнодушным.

Антон Саранкин в роли эпатажного театрального продюсера Ральфа Остина выглядел во всех отношениях эффектно и убедительно. Чувствовался артистический азарт, желание качественно сыграть этого неоднозначного героя и тотально понравиться зрителям. Надо сказать, роль Антону удалась с лёгкостью.

С удовольствием, хочу отметить стильный наряд отвязного продюсера Ральфа, представляющий собой современный модный гарнитур предметов мужской одежды в стиле «Гранж», гармонично дополненный дорогим платком-арафаткой.

Финал спектакля «Эти свободные бабочки» всё-таки сказочный, но волшебства как такового в нём нет, несмотря на то, что по законам сентиментального жанра любовь всё-таки восторжествовала.

Искренне советую посетить спектакль «Эти свободные бабочки» режиссёра Андрея Анисимова в МГНДТ. Уверена, что не пожалеете потраченного времени и запасётесь позитивными эмоциями надолго.

Автор: Ксения Ильина


Русский 
Мокшанский 
Эрзянский