На «Качелях с небес» через тернии к любви

21 декабря 2022
Вот и подходит к своему завершению 2022 год, который уже вошёл в историю нашей страны и всего мира, как точка отсчёта масштабных судьбоносных событий, имеющих глобальное значение.
К сожалению, процесс абстрагирования от своих «корней» и создания новых устоев, которые в большей степени соответствуют рамкам современности, стремительно набирает обороты.
Но, несмотря на всеобщее эмоциональное напряжение, жизнь продолжается, в нашем обществе не исчезают духовные стимулы и моральные ориентиры, открываются новые источники вдохновения, пробуждающие желание жить и неистово бороться за справедливость.

По традиции программа культурных мероприятий в Саранске, начиная со второй половины декабря, перенасыщена интересными зрелищными мероприятиями. Так вышло, что в этом году празднование 90-летнего Юбилея Государственного русского драматического театра РМ совпало с первым днём показа премьерного спектакля «Менелень нюрям» («Качели с небес») по пьесе известного мокшанского писателя-драматурга Валентины Мишаниной в постановке заслуженного деятеля искусств РФ и Республики Калмыкия Бориса Манджиева.
Администрацией ГРДТ РМ я официально была приглашена на Юбилейные торжества старейшего театра Республики Мордовия и не смогла присутствовать на первой премьере в МГНДТ, но уже на следующий премьерный день я оказалась в зрительном зале Национального театра.

«Менелень нюрям» ‒ это четвёртая этническая постановка режиссёра Бориса Манджиева по произведению Валентины Мишаниной, которую мне удалось увидеть на сцене МГНДТ РМ, в их числе «Дочь некрещеного мордвина», «Куйгорож», «Эрьзя. Летящий к свету». Каждый из этих спектаклей обладает самостоятельной культурной ценностью, сохраняющей и укрепляющей многовековые народные традиции, важные не только для жителей Республики Мордовия, а также имеющей колоссальное значение для исторической интеграции всей многонациональной России.

Как опытный театральный зритель, я отметила для себя, что все спектакли Бориса Манджиева имеют достаточно чёткую структуру развития сценических событий: пролог и эпилог актуальные, так сказать, «на злобу дня», глубокие по смысловой нагрузке, помогающие сконцентрировать всё внимание на том, что будет происходить на сцене сейчас и особенно после того, как мы покинем стены Национального театра, а мощная кульминация каждого сценического действа выводит зрителей на пик человеческих эмоций, порой, невольно заставляя расплакаться.

«Менелень нюрям» («Качели с небес») ‒ не исключение. Основной романтико-драматический сюжет постановки предваряет символичный монолог героини, олицетворяющей собой собирательный образ старшего поколения (заслуженная артистка РМ Галина Самаркина), находящегося в окружении обезличенных персонажей в масках. Мы слышим её внутренний голос, размышляющий о днях, давно минувших, об утрате национальных корней и пошатнувшихся основ семейных устоев. Этот монолитный, очень сильный женский образ и есть совесть мордовского народа, благодаря которому мы слышим вечный зов земли Масторавы, обращённый к тем, кто сегодня пытается забыть и даже отречься от истоков своей традиционной культуры ради навязанных Западом деструктивных по своей сути новомодных субкультурных веяний.
История любви юных и внешне очень красивых Коволни (артистка Евгения Акимова) и Васлея (артист Павел Михайлов) мне напомнила всемирно известную трагическую повесть Уильяма Шекспира о Ромео и Джульетте, только в ином времени, пространстве и бытовых условиях, а, самое главное, со счастливым концом!

Девушка из небогатой деревенской семьи Коволня в исполнении Евгении Акимовой, несмотря на миловидную хрупкую фактуру, оказывается внутренне твёрдой, непокорной, верной выбору своего сердца, именно стойкостью своего характера она и привлекла внимание молодого обеспеченного «разгуляя» Тиньгая (артист Максим Акимов), которому «и море по колено» и любое желание по щелчку пальцев исполняется. Отнюдь не искреннее светлое чувство, а необузданный азарт подчинить себе волю Коволни, пробуждает в нём циничное стремление во чтобы то ни стало жениться на юной героине. Но коварному плану Тиньгая не суждено было сбыться ‒ автор одноимённой пьесы Валентина Мишанина дарит главным героям шанс воссоединиться и обрести своё совместное счастье, отправляя им на помощь мудрого, но разочарованного опытом прожитых лет дедушку Ковални Андю в исполнении заслуженного артиста РМ Дмитрия Мишечкина.
Именно он сравнивает любовь с «небесными качелями», на которых душа обретает крылья и воспаряет ввысь.

Для деда Андю счастье внучки становится, может быть, последней миссией в жизни, позволяющей оправдать роковую ошибку своей молодости – потерю любимой девушки, которую выдали замуж за другого.
Он, словно шекспировский брат Лоренцо, помогает Коволне инсценировать свою кончину, для того, чтобы сорвать свадьбу по расчёту, и, пройдя через все тернии, отправить её к возлюбленному в другую деревню.
Я в очередной раз была восхищена уверенностью и выразительностью сценических работ артистов МГНДТ РМ на национальном языке, ведь главное отличие этой труппы заключается в том, что все персонажи, которых актеры воплощают в спектаклях абсолютно свободно, на достойном фонетическом уровне изъясняются на трёх языках: мокшанском, эрзянском и русском. Это высший пилотаж!
Борис Манджиев умеет мастерски распределять роли среди артистов, это всегда ювелирно точное попадание в характер и фактуру литературного персонажа. Чего только стоят хорохористые и юморные дедушки Андю (заслуженный артист РМ Дмитрий Мишечкин) и Микиж (заслуженный артист РМ Тимофей Чудаев)! Иронизирующие друг над другом возрастные соперники сумели обаять всю зрительскую аудиторию, ведь каждое их появление на сцене вызывало бойкое оживление в зале и задорный смех.

Никого не оставили равнодушными колоритные женские образы спектакля «Менелень нюрям». Противопоставлены друг другу не только по темпераменту, но даже чисто внешне, по своей комплекции, две матери: Ковални ‒ высокая стройная Киява (заслуженная артистка РМ Елена Гудожникова) и Тиньгая ‒ пышнотелая дородная Марьша (заслуженная артистка РМ Нина Абросимова).
Совершенно с неожиданной стороны именно в этой постановке Бориса Манджиева для меня открылась заслуженная артистка РМ Марина Аверкина, которой свойственно амплуа роковых красавиц. В роли пластичной, лёгкой, находчивой свахи Макуши, она обольстительно порхала по сцене, как бабочка.
Мне запомнились и хореографические композиции девушек с венками, которые уместно появлялись перед зрителями во время трансформации декоративного оформления сцены (балетмейстер и режиссёр по пластике ‒ заслуженная артистка Республики Башкортостан Рамиза Мухаметшина).
В премьерном спектакле «Менелень нюрям», жанр которого заявлен на афише, как народная комедия, на самом деле, достаточно не только юмористических моментов, но и пробирающих до слёз драматических мизансцен.

Эмоционально сильным стал контраст между сценами шумного весёлого сватовства Коволни родственниками богатого жениха и переполненного отчаянием материнского плача Киявы о погибшей дочери.
И забавные внутрисемейные диалоги родителей Тиньгая ‒ харизматичной Марьши (заслуженная артистка РМ Нина Абросимова) с представительным Гароем (заслуженный артист РМ Алексей Егранов), и жестокая деревенская драка, и реалистичный плач Киявы (заслуженная артиста РМ Елена Гудожникова), взывающий к мордовской языческой богине Ведь аве, были сыграны актёрами настолько убедительно, что в буквальном смысле, превращали зрителей в настоящих очевидцев всех развернувшихся событий.

Выразительными и запоминающимися в премьерной постановке были все мужские роли: и главные, и эпизодические, такие как друзья Тиньгая Кудаш(Александр Батырев) и Тирьга (Антон Саранкин).
Мне, как зрителю, очень понравились типажи добродушного Шибая в исполнении Анатолия Нуштайкина и выдержанного, рассудительного отца Коволни Тумая (заслуженный артист РМ Андрей Кипайкин).
Безусловно, мой восторженный взгляд с самого начала спектакля был прикован к профессиональному крою мокшанских костюмов и поразительно тонкому ручному исполнению аутентичных украшений (художник по костюмам ‒ заслуженный работник культуры Республики Башкортостан Наталия Степанова).

Лаконичное художественное оформление сцены мордовскими рушниками разной длины, свисающими с колосников, высокая конструкция деревенских качелей, расположенная по центру (художник-постановщик Татьяна Чувыкина), музыкальное сопровождение Виктора Чичайкина, визуально и акустически способствовали пониманию того, что происходило по сюжету с героями спектакля.

Непростая история любви Коволни и Васлея на сцене Мордовского национального театра завершается счастливо – ярким свадебным обрядом.
И как проникновенно звучат слова эпилога спектакля «Менелень нюрям» («Качели с небес») – своеобразного послания и, одновременно, благословления на долгую жизнь в любви и верности молодым мокшанам, которые по праву должны гордиться своим происхождением, а, самое главное, не утратить языковую генетическую память, знать и беречь родной язык!
Я узнала голос женщины, озвучившей эпилог на эталонном мокшанском языке.
Мне повезло познакомиться с ней лично несколько лет назад.
Это женщина с пылающим сердцем и неиссякаемой энергией, настоящая труженица, обладающая неуёмным желанием стремиться исключительно к лучшему в своей профессиональной деятельности, трепетная берегиня своего гостеприимного «дома» ‒ председатель Ассоциации мокшанских женщин «Юрхтава», директор Мордовского государственного национального драматического театра РМ Светлана Ивановна Дорогайкина.

Уже после премьеры, гораздо позже, за пределами МГНДТ РМ, мне на ум пришли известные слова доктора филологических наук, профессора Татьяны Мироновой о том, что каждый ребёнок, появляясь на свет, не просто хватает слова из воздуха, он как бы их вспоминает, «извлекает» из себя древние языковые формы. Следовательно, родной язык – это нечто гораздо большее, чем средство общения. Это основа физического здоровья, умственных способностей и правильного мировоззрения нации.
Ведь сейчас как никогда необходимо культивировать чувство патриотизма, сохранять родовые традиции и чаще чтить предков. Если этого не делать, мы полностью утратим свои национальные черты, что рано или поздно приведёт к тотальному разрушению самобытности народа, забвению его коренной этнической принадлежности, а это, в свою очередь, прямым образом повлияет на целостность государственных основ нашей страны.

Мордовский национальный театр пополнил свой замечательный репертуар ещё одним уникальным во всех отношениях спектаклем режиссёра-постановщика Бориса Манджиева и народного драматурга Валентины Мишаниной. Это и есть высокое сценическое искусство, достойное искреннего восхищения и признательности даже на мировом уровне!

Автор: Ксения Ильина

Русский 
Мокшанский 
Эрзянский