«Когда и к чёрту пойти – не грех!»

8 февраля 2023
Намедни задалась любопытным, отчасти философским вопросом: «Каким видом сценического мастерства пока ещё не удалось овладеть артистам Национального театра РМ?»

Исполнить песенную композицию из богатого музыкального репертуара с диапазоном от фольклора до оперных арий и саккомпанировать себе на любых этнических и современных инструментах ‒ могут!
Причём профессионально и легко!

Справиться с гимнастическими этюдами, силовыми фигурами, балетными «па» и всевозможными танцами народов мира – берутся с превеликим удовольствием!

Выучить роли на эрзянском или мокшанском языках за две недели, да ещё так, чтобы никто не усомнился в их доскональном знании и точности фонетического выражения – способны без лишних вопросов!
Даже летать научились на радость и удивление зрителям!

В подтверждение моих слов, всем советую посетить премьерный спектакль «Гоголь. О любви» или «Рождественские истории» («Роштовань тамашат») молодого режиссёра-постановщика Ольги Парфёновой (г. Санкт-Петербург) в МГНДТ.

Честно признаюсь, что отправляясь на премьеру в Национальный театр РМ, я совершенно не знала о том, что помимо сценической интерпретации «Ночи перед Рождеством» Н.В. Гоголя на эрзянском языке (перевод Марии Левщановой), в первом акте спектакля увижу совершенно неожиданный для зимнего праздничного периода сюжет по мотивам ещё одной известной повести отечественного классика «Майская ночь, или Утопленница».
Несмотря на то, что в этот раз я всё-таки взяла гарнитуру, посредством которой осуществляются языковые переводы в МГНДТ, ход событий в первой части премьерного спектакля воспринимался тяжеловато, даже сумбурно, а в некоторых эпизодах совсем непонятно. Из-за отсутствия программки мне было сложно разобраться в действующих на сцене персонажах. Именно эти спорные моменты, связанные с событийной путаницей, смазали общее впечатление от первого акта, повествующего о «Майской ночи...».

Однако, зажигательный гопак в исполнении гарных хлопцев (режиссёр по пластике Алексей Жандаров), эксклюзивные костюмы и аутентичные украшения, выдержанные в эрзянской стилистике (художник-постановщик Ксения Сорокина), природная точёная красота, чистота и грация главных женских персонажей первого акта ‒ Ганны (артистка Кристина Масенина), панночки-утопленницы (артистка Татьяна Биушкина), свояченицы (заслуженная артистка РМ Екатерина Исайчева) вызвали бурные позитивные эмоции и по-настоящему восхитили.

Кроме того, порадовал достойный уровень владения эрзянским языком артиста Максима Акимова в роли главного героя «Майской ночи…» Левко.
Второй акт «гоголевских историй» был посвящён известным мистическим приключениям, случившимся в «Ночь перед Рождеством», и вызвал всеобщий зрительский восторг!

Хорошо знакомый с детства сюжет получил чёткое, интересное, динамичное, а, главное, абсолютно оригинальное своё воплощение на сцене Мордовского национального театра.

С визуальной стороны «Ночь перед Рождеством» поставлена технически зрелищно, хотя декорации в виде хаток с соломенными крышами в «Майской ночи…», на мой взгляд, выглядели скудновато и несерьёзно, очень не хватало красочности в изображении природы и насыщенности музыкального оформления, ведь земли Малороссии издавна славились своими мелодичными напевами.

Зато фееричное появление в воздушном пространстве чёрта под пеленой падающего свысока снега в исполнении артиста Евгения Благова зрителей по-настоящему взбудоражило! При помощи полётного устройства – специализированной театральной лебёдки, ввысь поднимался не только коварный хвостатый персонаж, но и любвеобильная красавица-хохотушка Солоха (заслуженная артистка РМ Елена Гудожникова).

Евгений Благов в этом образе выглядел чертовски привлекательно! Он сумел не только успешно реализовать свои актёрские способности, но и продемонстрировать прекрасную физическую подготовку, выполнив сложнейшую стойку на вытянутых руках с минимальной поддержкой.
Стилистика костюма и причёски гоголевского мистического персонажа напомнила мне внешний вид одного из героев культового фильма «Дюна» (реж. Дэвид Линч), которого сыграл всемирно известный английский музыкант Стинг.

Елена Гудожникова в роли приветливой обаятельной ведьмы Солохи, матери Вакулы, была более чем убедительна, так же, как и в образе ещё одной колдуньи Сюмерьге из мокшанской сказки-были «Куйгорож» Валентины Мишаниной в постановке заслуженного деятеля искусств РФ и Республики Калмыкия Бориса Манджиева.

Кокетливая Солоха в её исполнении – настоящая роковая женщина-искусительница. Она сумела восхитить зрителей своей неординарностью, находчивостью и жизнелюбием!

Романтическая пара ‒ Вакула (артист Павел Михайлов) и Оксана (артистка Евгения Акимова) смотрелась на сцене гармонично, красиво и, в какой-то степени, даже привычно, как успешно сложившийся творческий дуэт.
Мои личные зрительские симпатии в премьерном спектакле практически с самого первого появления на сцене были отданы заслуженным мастерам Мордовского национального театра, покорившим без преувеличения своей великолепной игрой немалое количество женских сердец.

Это мощное сексуальное трио ‒ заслуженный артист РМ Алексей Егранов (Винокур и Чуб - отец Оксаны), заслуженный артист РМ Дмитрий Мишечкин (Голова), заслуженный артист РМ Андрей Кипайкин (гарный парубок и дьяк - Осип Никифорович) продемонстрировало высший пилотаж артистического профессионализма! С помощью талантливых постижёров Юлии Синицыной и Ирины Цыгановой они перевоплотились до неузнаваемости в новых колоритных персонажей.

Запомнился яркий образ царицы Екатерины в исполнении артистки Ольги Грузновой, но, к сожалению, наряд Российской владычицы смотрелся скромно.
Весело и незамысловато выглядели на сцене гуттаперчевые персонажи артистов Александра Батырева (Панас) и Антона Саранкина (писарь).
Мне, как зрителю, не хватило мистического сарказма и зловещей напряжённой атмосферы в эпизоде встречи Вакулы с колдуном Пацюком (артист Максим Акимов). Возможно, если бы свет софитов полностью не освещал его поролоновую голову, а сцена погрузилась в полутьму, чисто символически указывая на очертания силуэта этого персонажа, тогда Пацюк произвёл бы более эффектное и реалистичное впечатление, нежели любая ростовая кукла из Городского центра театра и кино «Крошка».

Тем не менее, с появлением на сцене шумной группы колядующих в массивных плетённых из соломы масках с соответствующей эрзянской обрядовой атрибутикой в руках, в зале воцарилось восторженное праздничное настроение!

Кроме того, все передвижения героев спектакля по сцене сопровождались хореографическими элементами украинского народного танца, даже чихали гоголевские персонажи, приплясывая. И это смотрелось очень забавно.
Неожиданным, но вполне уместным режиссёрским решением, стало использование радиоуправляемой фурки в моменты появления на сцене главных героев. Благодаря этому устройству в виде плоского квадрата вращавшемуся на одной точке, зрители смогли оценить их внешний вид со всех сторон. Во многих компьютерных играх презентации виртуальных персонажей проходят подобным образом. Выбрать себе героя-участника можно, рассмотрев его в процессе аналогичного вращения.

Безусловно, гротескно-фантастические произведения Н.В. Гоголя, как и саму личность писателя, можно разгадывать бесконечно. В свете происходящих ныне социально-исторических и духовных изменений его повести приобретают ещё большую актуальность и вызывают неподдельный интерес. Ведь Н.В. Гоголь считал, что только острое чувство гражданственности и самосознания могут переменить жизнь к лучшему!

Коллектив Мордовского национального театра не только идёт в ногу со временем, преумножая свои способности удивлять зрителей репертуарным разнообразием, но и с каждой успешной премьерой уверенно повышает свой профессиональный уровень.

Премьерный спектакль «Гоголь. О любви» или «Рождественские истории» («Роштовань тамашат») режиссёра-постановщика Ольги Парфёновой ‒ это ещё одна ступень на пути к высотам театрального мастерства.
Я искренне желаю молодому режиссёру новых творческих удач и полноценной самореализации в выбранной профессии, а любителям театра от души советую посетить новую постановку по мотивам произведений самого загадочного гения русской литературы в МГНДТ!


Автор: Ксения Ильина

Русский 
Мокшанский 
Эрзянский