«Бесприданница» в МГНДТ РМ
Автор: Татьяна Козеева
_______
«Прекрасная работа. Просто... Очень нежная. Очень тонкая. Если «Мастер и Маргарита» это виски двенадцати лет, то эта работа - бокал мягкого нежного вина. Боже!...» (с).
_______
О-о-о-ох, вторая поездка в Саранск, и снова этот невероятный восторг от увиденного...
Пока ехали домой, не прекращали обсуждать спектакль!
А обсудить действительно было что: Антон, мой супруг, человек весьма далёкий от театра, посещает его нечасто, отдавая наибольшее предпочтение просмотру кино. И каково же было моё удивление, когда он не только признался в том, что спектакль ему понравился, несмотря на нелюбовь к подобному жанру; не только выдал подробную аналитику отдельных моментов, персонажей и костюмов, но ещё и заинтересовался в уже существующих работах Дмитрия и Екатерины Крюковых!
Чудо, конечно. Самое настоящее, одно из многих, произошедших в тот вечер!
Так и зарождается любовь к театру, я думаю;)
Ну-с, давайте же к самому спектаклю! Но сначала немного о драматурге...
_______
В этом году исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского драматурга Александра Николаевича Островского!
Наверняка он и представить себе не мог, что его пьесы по-прежнему будут очень популярны и востребованы для постановок. Даже спустя века!
Александр Николаевич Островский - гениальный драматург, без всякого сомнения. Произведения его иной раз настолько метко указывают на пороки высшего общества середины девятнадцатого века Российской Империи, что его современники либо обожали их до беспамятства, либо ненавидели до безумия.
Пьеса «Бесприданница», создававшаяся Островским в период с 1874 по 1878 год, как раз вызвала огромную бурю негодования.
«Александр Николаевич изволил бы написать и чего получше, чем историю о глупой обольщенной девице», - задрав нос, фыркала интеллигенция в высоких шляпах.
Однако вся эта прослойка общества прекрасно понимала о том, какую ужасную правду несёт пьеса: положение девиц без приданного действительно было незавидным, и сватовство за таких, по сути своей являлось сделкой купли-продажи живого человека.
История о загубленной любви, в которую упаковано колкое высмеивание мира лицемерия и бессердечия. Мира, которым правят деньги. Мира, где нет места настоящим чувствам, где существует лишь притворство и жестокость!...
Вот чем является «Бесприданница».
Сам же Островский, как утверждают историки, во время работы над ней, находясь на посту почётного судьи в Кинешемском уезде, взял за основу пьесы прогремевшее некогда дело об убийстве неким господином своей молодой жены.
То есть описанные в пьесе события в те времена ещё как имели место быть...
А сколько же таких было!
Сколько было того, о чём высшее общество предпочитало молчать, и о чём спустя столько лет нам рассказывает драматург!
Впрочем, что-то я увлеклась, вернусь к спектаклю...
Несмотря на то, что я считаю пьесы Александра Николаевича Островского остроумными и гениальными, читать мне их очень сложно: как современный человек порой и понятия не имеешь, с какой интонацией должна звучать та или иная фраза, а это очень выбивает из повествования.
Гениальны вдвойне те режиссёры, что переводят тот язык, на котором говорят персонажи Островского на понятный нам, при этом ни слова в оригинале не меняя!
А ведь помимо этого необходимо ещё и увлечь своим виденьем и актёров, и зрителей, эмоционально окрасить чувства героев, тщательно проработать все возможные и невозможные задачи сцены и цехов... И это лишь та небольшая часть работы, что приходит на ум
Режиссёр, без лени от начала и до конца соблюдавший даже малейшие аспекты такого непростого дела, как постановка спектакля, вознаграждается вниманием и любовью зрителя стократно, становясь настоящим сокровищем театра.
А за особым, чутким взглядом такого режиссёра не грех и съездить за 250 км от своего собственного города, и без того наполненного театральными новинками.
_______
Вот уже во второй раз этим режиссёром является для нас Дмитрий Крюков, известный в Саранске по спектаклям «Мастер и Маргарита» и «Иван Царевич» в ГРДТ РМ.
Первая поездка в Мордовию была ознаменована знакомством с «Мастером и Маргаритой» , и подарила целое море невероятных эмоций (см. отзыв по «Мастеру и Маргарите» по стене ниже от 14.10.22.).
Однако несмотря на то, что это колоссальное чудо длилось почти 4 часа, а «Бесприданница» в два раза меньше, усилий со стороны постановочной команды было приложено одинаковое количество, в частности из-за материала, взятого в работу. Язык Булгакова более приближен к современному, воспринимается всеми гораздо проще, а ты попробуй-ка поставить Островского так же ярко, как если бы это была современная пьеса!
Спектакль пробирает до глубины души.
От начала и до конца ты в действии, которое не отпускает ни на секунду. Глаз невозможно оторвать
Кстати по поводу глаз!
Костюмы и декорации...
Екатерина Крюкова - мастер деталей и образов, и этим всё сказано. Каждый её образ рассказывает историю, раскрывает персонажа.
Нежные, тонкие веточки вишни на платьях Ларисы Огудаловой, плащ Паратова, напоминающий крылья ангела, даже цвета всех костюмов символичны, ни один из них не подобран просто так, а каждую детальку хочется рассматривать как можно дольше!
То, на что я сразу же обратила внимание: когда я читаю Островского, то в голове все действия, все места в приглушенных тонах, цвета сепии, либо в монохроме. Я и в жизни не могла себе представить, что эти пьесы можно сделать такими яркими, настолько усилить их цветом, причём ещё и так вкусно!
А какие у Екатерины костюмы ЦЫГАНОЧЕК!
Я в восторге!
В восторге от всего, постановки, костюмов, декораций, хореографии, над которой трудились Юлия и Николай Михайловы, танцы здесь - отдельная песня, как бы это ни звучало!
Движения, как языки пламени у цыган, как взбесившиеся стрелки часов, как зловещие тени у тёмных мыслей - ни от чего не оторвать взгляда...
И ни от кого...
_______
АКТЁРЫ, ВЫ ПОТРЯСАЮЩИЕ!
Всё до единого.
Нет среди вас таких, кто бы ничем не выделился, не запомнился, кто бы совсем не вызвал эмоций...
Ознакомились пока только с одним составом из двух.
Евгения Акимова (Лариса) - хрупкая девушка, растоптанная бессердечием, мы плакали с Вами, дрожали за Вас, за всю боль и нежность... Великолепно!
Я не помню, когда я в последний раз видела на сцене РЕАЛЬНЫЕ СЛЁЗЫ, это было мощно!
Андрей Анисимов (Карандышев) - несуразный, завистливый, но при этом ты ему сопереживаешь, и даже в какой-то момент встаёшь на его сторону!
Павел Михайлов (Паратов) - статный красавец-сердцеед, готовый на всё, чтобы потешить своё самолюбие...
Нина Абросимова (Харита) - женщина, скрывающая за милыми улыбками холодный расчёт.
Тимофей Чудаев и Максим Акимов (Кнуров и Вожеватов) - дуэт купцов, что от начала и до конца наблюдали за развитием драмы дома Огудаловых.
Тамара Весеньева (Ефросинья Потаповна) - любящая, но строгая тётка Карандышева.
Андрей Кипайкин (Робинзон) - персонаж, прекрасно усиливший драму, разбавив её своими хулиганскими выходками, и, пожалуй, любимец всего зала!
Дамир Коломийченко и Михаил Канаев - персонажи, без которых невозможно было бы показать эпоху в полной мере!
Артём Акимов (Илья) - невероятная, притягательная цыганская БОМБА!
ОГНЕННЫЕ ЦЫГАНКИ: Екатерина Исайчева, Кристина Масенина, Елена Гудожникова, Татьяна Биушкина, Ирина Цыганова, Татьяна Холопова.
ЗЛОВЕЩИЕ ТЁМНЫЕ МЫСЛИ: Евгений Благов, Александр Батырев, Андрей Грызлов, Артём Якомаскин
Спасибо вам, вы - нечто!
_______
Со смертью Ларисы Огудаловой на сцене начался настоящий праздник жизни, словно по её заветам "Живите, живите все!"
Как же горели глаза актёров, выходящих на поклон, какие же они счастливые, а как рукоплескал и визжал зал от напора эмоций!
Словно бы в этот вечер мы оказались в самом эпицентре большого-большого костра, в который бросили ящик пиротехники!
Это не последний раз, в который мы вас посещаем, мы здесь именно ради такого!
Поздравляем от всей души МГНДТ с премьерой!
Поздравляем режиссёра Дмитрия Крюкова, художника-постановщика Екатерину Крюкову, хореографов Юлию и Николая Михайловых, это великолепная работа!
Поздравляю Саранск в очередной раз, что теперь у вас есть ещё одно театральное сокровище!
До встречи с вами снова!!!