«Алые паруса» ‒ авангардно-романтическая история контрастов Алексея Истомина.

19 октября 2022
Первые недели октября в столице Мордовии были ознаменованы двумя громкими событиями в сфере культуры: премьерным показом на сцене Мордовского национального театра давно и с большим интересом ожидаемой постановки «Алые паруса» в режиссёрской версии Алексея Истомина (г.Санкт-Петербург) , а также открытием XVI Международного фестиваля русских драматических театров «Соотечественники»в ГРДТ РМ.

К счастью, мне удалось побывать и на долгожданной премьере в МГНДТ РМ, и посмотреть лучшие фестивальные спектакли в Русском драматическом театре.

Надо отметить, что жители Саранска очень любят посещать театры, поэтому аншлаг был и на премьере в Мордовском национальном театре, и на открытии фестиваля в ГРДТ РМ.

С юных лет романтическая повесть «Алые паруса» Александра Грина, писателя с тяжелейшей мученической судьбой, воспринималась мной не только, как светлая сказка со счастливым концом о сбыточности честных, искренних мечтаний, но, и как драматическая история о волевых, выносливых людях, с гордостью преодолевающих все тягости жизненных испытаний.

Алексей Истомин ‒ главный режиссёр Санкт-Петербургского драматического театра им. Графини С.В. Паниной несколько лет назад поставил на сцене МГНДТ один из самых кассовых и обсуждаемых спектаклей по мотивам трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта».

Постановка пользуется огромным интересом у молодёжи, собирая по-прежнему полные залы, и главная причина этой популярности, на мой взгляд, в субъективном и довольно рискованном режиссерском видении классических сюжетов, точнее, в профессиональном преломлении литературного материала через призму современных, зрелищных, динамичных сценических техник, но с учётом личного восприятия и понимания творческого материала самим режиссёром.

Музыкальная феерия А. Истомина «Алые паруса» ‒ это эксклюзивный мюзикл (композитор Никита Сапронов), изобилующий визуальным символизмом, сценическими аллегориями и фарсовыми, гротесковыми персонажами, в которых угадывается особый постановочный почерк режиссёра.

Повествовательно новая сценическая интерпретация «Алых парусов» несколько отличается от литературного оригинала: судьбы некоторых героев представлены иначе, чем у Александра Грина, что вызывает ещё большее зрительское любопытство.

Как и в уже полюбившейся постановке «Ромео и Джульетта», сценическое действо охватывает практически весь зал, поскольку герои инсценировки легко перемещаются по всему периметру, занятому зрителями, и даже волнение, иногда возникающее у артистов при такой минимальной дистанции, им совершенно не мешает уверенно справляться с поставленными режиссером непростыми профессиональными целями и задачами.

Первый ряд зрительного зала на время спектакля переоборудуется при помощи дополнительных деревянных конструкций в некое подобие корабельного причала, моста и даже погоста, визуально увеличивая масштаб сцены, в центре которой многообещающе расположился нос корабля, напоминающий, пожалуй, самый запоминающийся эпизод из голливудской мелодрамы о Титанике.

Осмелюсь посоветовать любителям театра старшего поколения, которые ещё не смогли посетить премьерные показы «Алых парусов», но собираются посмотреть этот спектакль и, возможно, ознакомятся с моим отзывом об этой постановке, настроится морально не на стереотипное воплощение легендарного сюжета Александра Грина, навеянное воспоминаниями о художественном фильме 1961 года с изысканной Анастасией Вертинской и аристократичным красавцем Василием Лановым в главных ролях, и даже не на воздушную ауру широкоизвестного мюзикла Максима Дунаевского, успешно идущего во многих российских театрах, а на авангардное метафоричное действо, в отдельных моментах даже шокирующее (проводы в последний путь Мэри – матери Ассоль), но, безусловно, поставленное профессионально и талантливо. Эффектно смотрелись массовые акробатические и пластические мизансцены, а также танцевальные номера (хореограф Евгения Лыкова).

Но, меня, как зрителя, больше всего восхитили и необычайно порадовали артистические работы мастеров сцены Мордовского национального драматического театра.

Совершенно неожиданно, я была поражена, пожалуй, самым драматичным образом феерии – матерью Ассоль Мэри, судьба которой трагически обрывается. Эту роль пронзительно и невероятно реалистично исполнила актриса Ольга Земскова.

Типаж Ольги Земсковой всегда ассоциировался мной с внешним обликом «Хозяйки медной горы» или «Снежной королевы»: сдержанной, статной, с правильными чертами лица, голливудской улыбкой и спокойным уравновешенным голосом. И насколько убедительна, до «разрыва сердца» была Ольга в роли Мэри, когда с неподдельной тоской и опасениями во взгляде провожала своего супруга Лонгрена в море, когда нянчила свою крошечную малышку Ассоль, задыхаясь от кашля, когда на исходе своих сил, в полуобморочном состоянии убеждала трактирщика Меннерса ссудить ей и маленькой дочке немного муки для пропитания, когда мучительно умирала в агонии, не утратив ни капли своей женской чести, достоинства, гордости и любви к своему мужу.

На протяжении всей последующей истории образ Мэри периодически появляется на носу того самого корабля «аля Титаник» в моменты сентиментальной грусти Лонгрена и Ассоль. Она предстаёт перед зрителями уже не в нищенских оборванных обносках, а в белых одеждах Девы Марии с челом, покрытым шёлковым палантином.

Думаю, что артистку Ольгу Земскову ждёт большое будущее глубокой драматической актрисы, способной покорить сердце даже самого принципиального и требовательного зрителя.

Не менее выразительным и запоминающимся для зрителей стал образ Лонгрена - отца Ассоль. Мужественная, добрая, красивая роль в исполнении мужественного, доброго, красивого Заслуженного артиста РМ Алексея Егранова. Идеальное совпадение характеристики сценического героя и личности самого артиста – это большая душевная радость и визуальное удовольствие для зрителей.

В несвойственной для своего неудержимого темперамента манере, тихо, загадочно, как «Мэри Поппинс» (только мужского пола и без зонтика), практически из неоткуда, возник в «королевской ложе» Национального театра тот самый сказитель-путешественник, напророчивший Ассоль «счастье на Алых парусах» ‒ заслуженный артист РМ Дмитрий Мишечкин, который сумел удивить не только спокойным, вкрадчивым, мягким тембром голоса, но и замечательными вокальными и хореографическими способностями.

Сценическую судьбу классического отрицательного персонажа ‒ трактирщика Хьюса Меннерса в исполнении заслуженного артиста РМ Тимофея Чудаева режиссёр Истомин увидел совершенно иначе, чем автор литературного произведения. Не стану раскрывать всех смысловых тайн, но скажу одно, что с ролью Тимофей Чудаев справился превосходно! Я, как всегда, любовалась его неповторимой мимикой и темпераментной жестикуляцией. Конечно же, в трактирных интерьерах не обошлось без «вишенки на торте» - аппетитной официантки, которую с особой притягательной пикантностью сыграла заслуженная артистка РМ Людмила Антипкина.

Невозможно оставить без зрительского внимания и душевного умиления супружеский дуэт двух героев второго плана: добросердечной и хозяйственной Марты (заслуженный работник культуры РМ Вера Балаева) и отзывчивого угольщика Томаса (артист Анатолий Нуштайкин). Особенно запомнилась мизансцена коллективного обихаживания малышки Ассоль неумелыми, но «рвущимися в бой» рыбачками под руководством Марты. Она, как строгий регулировщик дорожного движения или даже как тренер, со свистком во рту, уверенно контролировала каждое их поползновение. Это выглядело очень забавно!

На мой взгляд, самым близким внешне и внутренне к авторскому типажу литературного первоисточника стал сценический образ матери Артура Грэя – Лилиан в эмоционально-выразительном исполнении заслуженной артистки РМ Марины Аверкиной. Аристократическое происхождение её утончённой натуры подчёркивал прекрасно сшитый и дорого выглядящий костюм, а также укладка волос в виде «ракушки» с одиночной седой прядью.

Не мог не запомнится и личный помощник Артура Грэя матрос «Секрета» Летика (артист Максим Акимов). Небольшая, но яркая комедийная роль произвела очень приятное впечатление.

И, наконец, главные персонажи музыкальной феерии Ассоль (актриса Евгения Акимова) и Артур Грэй (Антон Саранкин) уверенно справились со своими сценическими задачами.

Евгения Акимова – молодая прима Мордовского национального театра, её Ассоль невероятно мила, честна, искренна и ранима, но в тоже время поведенчески она способна до конца остаться верной своему единственному жизненному ориентиру – светлой мечте, которая была «родом ещё из детства».

Чисто по-женски я обратила внимание на то, что по ходу спектакля Ассоль три раза меняла причёску, уложенную довольно профессионально: в самом начале истории – это были детские хвостики, затем в ранней юности – волнистые локоны, убранные в так называемую аккуратную «корзиночку», а под финал – пышные кудри с яркими заколками. Постижёрам, работающим над образами в этой постановке, хочется выразить отдельную благодарность! Ведь это тоже настоящие чудеса, сотворённые собственными руками!

До «Алых парусов» в сценическом амплуа артиста Антона Саранкина, исполнителя роли Артура Грэя, доминировали типажи антагонистов, демонических сущностей, сказочных персонажей и честных сельских парней-работяг. В качестве главного романтического героя я увидела Антона впервые и не разочаровалась, хотя изначально, честно признаюсь, в главном мужском образе я представляла аристократичный типаж красавца Павла Михайлова. Но, несмотря на свою нетипичную терпкую внешность, образ Грэя у Антона Саранкина получился волевым, дерзким и по-мужски отважным.

Наверное, самым неоднозначным и вызывающим споры сценическим явлением этой музыкальной феерии стала «серо-болотно-зелёная» массовка. Перед зрителями активно хорохорились, пели и танцевали так называемые жители Каперны, неприглядно выглядящие рыбаки и рыбачки, с перекошенными минами и возрастными телесными метаморфозами, похожие на пойманный ими же рыбий улов и, вдобавок, одетые в засаленные лохмотья.

Как и многие зрители в самом начале спектакля, я была несколько смущена откровенно гротесковыми образами артистов массовых сцен: оборванных, с обречённым видом рыбаков, еле передвигающихся как зомби, и дурёх-рыбачек, с деформированными лицами и телесами, которые считая себя вполне привлекательными, всё ещё хотят любви и заявляют об этом в полный голос, хватая за пятую точку своих вернувшихся из моря измождённых мужей.

Эстетическое отторжение это вызывает до тех пор, пока ты не начинаешь понимать, что вся всплывшая на поверхность сцены серо-зелёная невзрачная масса, на самом деле, является самой очевидной и яркой антитезой центральным персонажам этой истории, которые выглядят вполне традиционно. Ведь неказистые рыбачки оказываются ещё и с претензиями, высмеивая Ассоль за то, что она не такая, как все, а значит сумасшедшая девчонка, осмелившаяся о чём-то там мечтать…Конечно же, перед зрителями Ассоль превращается в «белую ворону» на контрастном фоне этих кривляющихся то ли человеческих, то ли полурыбьих существ, изгаляющихся над чистым, светлым и мечтательным юным созданием. Именно такие «серо-зелёные» особи и «пиняют на зеркало», хотя у них самих «рожа-то крива»!

Особенно впечатлил меня фееричный романтический финал, когда зазвучала потрясающе мелодичная, вдохновляющая музыка Никиты Сапронова, эксклюзивно написанная для этой постановки (ничем не хуже, чем у Максима Дунаевского), и алые паруса были подняты стремительно ввысь! Прекрасная Ассоль, в свадебном платье своей матери Мэри, обрела своё счастье рядом с восторженным широкоплечим Грэем на корме уже своего «Секрета».

Всей творческой группе этого спектакля, под руководством режиссёра Алексея Истомина снова удалось представить зрителям нечто особенное – музыкальную феерию, наполненную уникальными образными аллегориями, жизненными ценностями и глубокими философскими смыслами, не похожую на другие спектакли, поставленные по мотивам одноименного произведения А. Грина.

От души желаю «Алым парусам» успешного плавания по волнам зрительской любви!

Попутного Вам ветра!

Автор: Ксения Ильина

Русский 
Мокшанский 
Эрзянский